Интервью с психологом Ириной Соколовой

В рамках проекта «Разноцветный город. Пространство социализации», реализуемого при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», в ГАООРДИ проходят занятия по развитию коммуникации для детей с ментальными нарушениями в возрасте от 5 до 11 лет.

Мы поговорили с Ириной Соколовой, клиническим психологом, кандидатом наук и специалистом по коммуникации проекта о том, как проходят занятия, и что такое безопасная среда.



«У детей, участвующих в проекте, разные физические особенности и когнитивные возможности, по-разному организована эмоционально-волевая сфера. Дети зачастую мало знакомы друг с другом, так что собрать их в компанию единомышленников — непростая, но очень интересная задача. При этом каждый из них по отдельности способен взаимодействовать с педагогом или с родителями, но при контакте с двумя и более людьми, начинаются сложности. И поведенческие, и эмоциональные, и когнитивные. Поэтому основная цель наших занятий — объединить ребят в едином поле коммуникации. Способствовать их экологичному взаимодействию так, чтобы дети научились слушать друг друга, принимать, воспринимать другого как равного себе, расширять свои возможности эмоционального, социального и интеллектуального реагирования и адаптации.

Занятия по коммуникации строятся по разным алгоритмам — так, чтобы у всех была возможность участвовать, не оставаясь в стороне. Ведь среди детей есть те, кому сложно двигаться активно, те, кто стесняется говорить или открыто называть свои чувства. Мы подбираем практики таким образом, чтобы вовлечь каждого, с учетом его возможностей на сегодня.

Есть задания, которые больше направлены на двигательную активность, но опосредованно на невербальную коммуникацию. Например, упражнение, где все встали в круг, взяли друг друга за руки и оказались в своеобразной «паутинке», очень близко друг к другу. Решая задачу выпутаться, не разнимая рук, ребята, не сговариваясь, без ссор, агрессии и упрёков искали выход. Это было весело и полезно, особенно для тех, кто испытывает сложности в вербальном общении.

Кроме того, здесь, в безопасной среде, мы даем возможность реализовываться конфликтам между участниками. Ведь случается, что дети что-то не поделили, а, значит, интересы сторон не совпадают, и обоим участникам не сразу понятно, как примирить эти противоречия. И мы, педагоги, просим ребят объяснить словами, что именно произошло. Задаём вопросы: «Почему ты так отреагировал?», «Что тебя обидело?». То есть стремимся к открытому обсуждению конфликтной ситуации и проговариванию чувств. Часто ребята сами предлагают нетривиальные, очень оригинальные пути разрешения конфликтов. Поэтому и мы, взрослые, благодаря детям учимся смотреть на вещи по-другому.

Некоторые из упражнений или какие-то свои замечания я могу передать родителям, показать им, на что стоит обратить внимание во взаимодействии с ребёнком. Однако каждая среда, в том числе детская, уникальна в своей динамике. Нередко родители видят, как дети на коммуникативной группе делают что-то впервые. Поэтому для родителей очень полезно — и наблюдение за нашей работой, и, по возможности, интегрирование каких-то элементов игры или упражнений в рутинное взаимодействие с ребенком. Отмечу еще раз, что важное значение имеет индивидуальный подход в групповой работе — открытые возможности для каждого, потенциирование к развитию и изменениям.

Очень здорово, что большинство родителей присутствуют на занятиях в качестве наблюдателей и сами могут отмечать особенности и способности своих детей, видеть в том числе и ограничения, и точки роста.

На последних занятиях дети стали давать обратную связь. У нас на разминке есть упражнение с клубочком — мы спрашиваем, что нравится, а что нет. Ребята поделились, что им нравится ходить на эти занятия. Не только нам нравится их проводить, но и им нравится участвовать. И это очень важный и хороший результат!».

Помочь
11 November 2022 MSK