Молодой педагог раскрывает секреты инклюзии

Дарья Мякишева —начинающий педагог. Год назад она закончила Волгоградский педагогический институт и сегодня преподает в школе № 269 в Санкт-Петербурге. В классе Дарьи оказались четыре ученика с различными формами расстройства аутистического спектра (РАС), и перед молодой учительницей остро встал вопрос: как вовлечь в учебный процесс ребят с инвалидностью?

— Дети с аутизмом часто бывают гиперактивны,плохо переносят громкие звуки. Им сложно сосредоточиться и справиться с большим объемом информации, не всегда получается донести до окружающих свои желания. Тем не менее, ребята очень открыты, они хотят общаться и контактировать со сверстниками, — рассказывает Дарья Мякишева.

Вместе с преподавателями из других школ Дарья приняла участие в тренингах по развитию инклюзивного образования в рамках совместного проекта РООИ «Перспектива» и Ingka Centres в России «На урок—вместе». На этих встречах эксперты делились инклюзивными методиками и рассказывали о способах формирования толерантного и доброжелательного отношения учащихся к людям с особенностями развития.

— Для меня как молодого педагога эти занятия были особенно полезны. Они помогли лучше понять своих учеников, их чувства и желания, настроение и характер, дали возможность по-другому взглянуть на результаты своей работы. Участие в проекте стало для меня очень ценной монетой в копилке профессионального опыта, придало уверенности в себе и своей работе,— говорит Дарья Мякишева.

Дети занимаются по индивидуальным адаптированным программам, разработанным для каждого ребенка с учетом образовательных потребностей. Некоторые предметы: математику, русский язык, литературу, окружающий мир —ребята изучают с тьюторами, а на физкультуру ходят вместе с учениками без инвалидности. После того как в школе прошли «Уроки доброты», отношение к ребятам с РАС стало теплее.

— Особенно радостно видеть, как дети сами заинтересовались общением с нашими ребятами. Теперь на уроках физкультуры они подходят и берут их за руки, чтобы бежать по кругу, и подсказывают, как лучше выполнить упражнения. В каком-то смысле это похоже на шефство. Чувствуется атмосфера равенства и сплоченности,— отметила Людмила Отто, мама ученика с РАС.

Мероприятия для педагогов школы № 269 в Санкт-Петербурге проведены Ассоциацией родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» в рамках совместного проекта РООИ «Перспектива» и компании Ingka Centres в России «На урок — вместе». С сентября 2018 по февраль 2019 проведено более тысячи мероприятий в Москве и регионах. В них приняли участие почти 30 000 человек.

22 October 2019 MSK