Сократить путь лекарства к пациенту

В Общественной палате Петербурга обсудили проблемы пациентов с редкими заболеваниями

11 марта в Общественной палате Санкт-Петербурга прошел круглый стол по проблемам пациентов с редкими заболеваниями, приуроченный к Международному дню редких заболеваний. В обсуждении приняли участие представители Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, медицинских учреждений и пациентских сообществ города. Модератором дискуссии выступила Маргарита Урманчеева, председатель комиссии по социальной политике, труду и занятости Общественной палаты Санкт-Петербурга и президент Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ».

«Наш регион сегодня как правило обеспечивает всех пациентов с орфанными заболеваниями лекарственными препаратами, и мы благодарны за работу Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга. Мы помним еще то время десятилетней давности, когда не вошла в силу 43 статья 323 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан, куда были внесены положения об орфанных (редких) заболеваниях. Мы понимаем, какой большой путь был пройден с тех пор, но нам важно, что происходит в Санкт-Петербурге в этой связи, поэтому мы регулярно встречаемся, чтобы обсудить проблемные вопросы в этом поле и вместе наметить пути их решения», - отметила, открывая встречу, Маргарита Алексеевна.

Ключевым вопросом круглого стола на этот раз стал порядок выдачи зарегистрированных и незарегистрированных лекарственных препаратов (по каждой нозологии) пациентам, страдающим орфанными заболеваниями. В ходе круглого стола эксперты также обсудили возможности получения пациентами препаратов по торговым наименованиям, сроки поставок лекарственных препаратов и нюансы формулировок «информированного согласия» пациента разными медучреждениями.

«Согласно 323 ФЗ, Санкт-Петербург, как и другие субъекты федерации, работает над лекарственным обеспечением пациентов с редкими заболеваниями. На конец 2020 года в федеральный регистр пациентов, страдающих орфанными заболеваниями, были включены 963 жителя нашего города, - рассказал Андрей Сарана, первый заместитель председателя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга. – Город обеспечивает этих пациентов лекарственными препаратами из средств регионального бюджета – это десятая часть от всей суммы, которая сегодня выделяется на лекарственное обеспечение всех льготных категорий горожан. Закупки лекарственных препаратов мы проводим согласно 44 федеральному закону, но нередко возникают вопросы по незарегистрированным препаратам, случаются сложности с оформлением документации».

О сложностях пациентов с оформлением документов для получения необходимых лекарств в ходе круглого стола рассказала директор Ассоциации «Организация помощи больным муковисцидозом» Юлия Зайцева:

«Пациенты выражают обеспокоенность вопросом определения федерального учреждения, уполномоченного проводить консилиумы по каждой нозологии. Кроме того, хотелось бы, чтобы пациенты имели единое юридическое поле по документам, потому что сегодня возникает коллизия – рекомендации Минздрава о перечне документов, необходимых для организации закупки препарата, не всегда совпадают с перечнем комитета по здравоохранению».

«Движение пациента к лекарству начинается с документооборота и, конечно, важно, чтобы этот путь был четко стандартизирован, был единый регламент, где и какие документы это должны быть, - согласился с обозначенной проблемой Дмитрий Руденко, заместитель главного врача СПб ГБУЗ «Городская многопрофильная больница №2». - И это касается не только не зарегистрированных препаратов, аналогичные проблемы случаются и с зарегистрированными. Кроме того, в Петербург приезжают часто пациенты из других регионов на консилиум».

По словам представителя Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, на сегодняшний день нет нормативных документов, четко регламентирующих выбор федерального медучреждения по каждой нозологии. «Пациенты вольны выбрать разные учреждения и идут туда, где находятся их специалисты. И препараты им могут выписать разные. Давайте вместе подумаем, как лучше разграничить и какие изменения тут необходимы. Но, конечно, без волеизъявления самих федеральных центров нам в этой работе не обойтись».

Еще одним вопросом для обсуждения стал алгоритм фиксации побочных явлений от назначенных препаратов самим пациентом и врачом. Представители организаций, помогающих людям с редкими заболеваниями, отметили тот факт, что несмотря на закрепленное законодательно право пациента самостоятельно фиксировать нежелательные явления при приеме препаратов, чтобы передать эти сведения в Фармаконадзор, им необходимо обращаться к врачу.

Как пояснила начальник отдела контроля оказания медицинской помощи и мониторинга государственных программ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ольга Фахрутдинова, пациент может вести дневник приема препарата в домашних условиях, но должен предоставить данные врачу, который сможет проверить, насколько прием препарата соотносится с инструкцией по применению и дать заключение о нежелательных явлениях или отсутствии от примененного препарата по данным обследования. «Пациент может пропустить развитие какого-либо симптома, расценив его как побочное явление, а несвоевременное обращение к врачу может привести к серьезным последствиям, поэтому такой алгоритм действий оправдан и работает в пользу пациента», - добавила она.

Вопрос о порядке выдачи маркированных лекарственных препаратов для высокозатратных нозологий и в частности сроков доставки таких препаратов пациентам в ходе встречи затронул президент Благотворительной общественной организации инвалидов «Общество больных гемофилией Санкт-Петербурга» Дмитрий Чистяков.

Проблема связана с исполнением федерального законодательства (Постановление Правительства РФ № 1416), которым в частности регулируется процедура передача регионам России лекарственных средств, закупаемых по госпрограмме 14 высокозатратных нозологий. «А точнее со сроками: согласно установленным регламентам от момента закупки Министерством здравоохранения лекарственных препаратов до уведомления уполномоченных органов в регионах проходит в лучшем случае 27 рабочих дней. И это без учета срока исполнения госконтракта у поставщиков – федеральных фармдистрибьютеров, - пояснил представитель благотворительной организации. - Мы разбирали ситуацию, когда поставщик объяснял, что у него в рамках одного лота поставка идет в Санкт-Петербург и, например, в Хакасию. И пока этот препарат едет в Хакасию, у нас он лежит на складе и аптеки не имеют права отпускать лекарство. И складывается правовая коллизия, когда лекарство вроде бы закуплено, но дефицитные препараты лежат на складе. А при этом речь идет о жизнеугрожающих заболеваниях, таких как рассеянный склероз или гемофилия».

По словам экспертов круглого стола, в настоящее время такие вопросы зачастую приходится решать в ручном режиме. Поэтому основная задача сегодня – посмотреть, как можно централизованно ускорить прохождение этой цепочки, чтобы сократить время на оформление документов и сроки доставки жизненно важных препаратов пациенту.

По итогам круглого стола будет сформировано предложение по устранению препятствий к лекарственному обеспечению пациентов с редкими заболеваниями, устранению нестыковок в нормативно-правовых документах, чтобы сократить путь лекарства к пациенту. Кроме того, участники круглого стола выразили надежду на то, что совместными усилиями будет определен перечень рекомендованных федеральных учреждений здравоохранения, которые могут на своей базе проводить консилиумы для пациентов с незарегистрированными лекарственными препаратами.

 

Помочь
15 March 2021 MSK