Стулочель и арт-терапия

Казалось бы, площадка с задорным названием «Шумовой оркестр» призвана была стать исключительно развлекательной, однако её терапевтический эффект для многих участников — отнюдь не случайность. Рассказываем.

Мало кто в повседневности задумывается о том, что в основе нашей жизни лежит ритм. Главный работник человеческого организма – сердце – стучит ритмично. Если сердце замедляет или ускоряет свою работу, сбиваясь с ритма, мы чувствуем себя хуже. Наше дыхание — ритмично. Приливы и отливы, смена дня и ночи, времен года — ритмичны. Даже наш распорядок дня, зовущийся режимом, в идеале ритмичен.

Еще в конце XIX века выдающийся швейцарский музыкант-исследователь и педагог Эмиль Жак-Далькроз озадачился вопросом развития чувства ритма у своих учеников, в результате чего им была создана система ритмопластики, основанная на соединении ритмических рисунков и движений тела. Позже опробовавшими систему педагогами и психологами было доказано, что помимо музыкальных данных, такие упражнения развивают высшие психические функции, помогают развить координацию движений, оказывают положительное влияние на межполушарное взаимодействие. Кроме того, приемы звуковой дифференциации, использованные в занятии, положительно влияют на фонематический слух и возможности речи, что немаловажно для участников, имеющих особенности развития, а арт-терапевтические методики, ставшие основой мастер-класса, являются настоящим чудодейственным средством для нервной системы любого человека.

В сочетании с хорошим настроением и бесконечным желанием импровизировать такая комплексная терапия стала основой мастер-класса, который создал и провёл Антон Баринов – специалист по арт-терапии и включённому (инклюзивному) театральному образованию, режиссёр театрализованных представлений, экс-руководитель включённого театра «ШэдЭврика».

«Разрабатывая мастер-класс «Шумовой оркестр» для фестиваля инклюзивных волонтерских практик, хотелось показать не только данную методику в действии (что это и как проводить), но и раскрыть все сопровождающие процессы при подготовке, во время работы и после (какие стоят задачи, на что обратить внимание, как найти подход, как увлечь, какие ожидать результаты). Именно поэтому содержание мастер-класса получилось разнообразным и насыщенным», – делится Антон.

Мы попросили мастера рассказать о том, что происходило на площадке, тем, кто не успел ее посетить.

«Работа стартовала с разминки. Это важная и ответственная часть, во время которой происходит первый контакт, знакомство и задается настроение. Участники вспомнили музыкальные инструменты, показали их, познакомились. Далее мы познакомились с основными понятиями и элементами в музыке, такими как ритм, темп, сила и другими, и выполнили по ним упражнения. Создали своими руками шумовые инструменты и придумали им звучные названия (стулочель, чебурек, шаробан). Далее работали уже с инструментами. Озвучили движения и двигались под звуки. Научились слышать друг друга, играть сольно и работать вместе, как оркестр. Используя шумовые инструменты, мы прошли путь от прямого переноса природных и бытовых звучаний на инструмент (звуко-изобразительное озвучивание бытовых процессов, таких как звуки города, квартиры, леса и т.п.), через поиск ассоциативных связей между предметом, явлением и их звуковым воплощением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т.п.), подошли к созданию целых звуковых образов (хор планет, музыка звезд, приключение светлячка и т. п.), в итоге, организовав потрясающий шумовой оркестр с парой «мощных хитов». Совместная игра на своих инструментах в шумовом оркестре в финале мастер-класса была ярчайшей и энергичной точкой».

По словам мастера, процесс придумывания и самостоятельное изготовление шумовых инструментов, позволил приобщить к работе всех без исключения участников, независимо от их способностей.

«Я рад, что нам удалось создать комфортные условия и включённую атмосферу на мастер-классе, это дало возможность участникам учиться и творить, познавать и импровизировать, выполнять задания и творчески выражаться. Отдельное большое спасибо волонтёркам. У нас все получилось, как было задумано, мы были готовы ко всему, мы работали в команде, а это еще один важный элемент инклюзивной работы, о котором хотелось рассказать и показать в рамках мастер-класса. Так и вышло. Спасибо».

На торжественном закрытии фестиваля участники мастер-класса во главе с ведущим слаженно продемонстрировали ритм, созданный ими в процессе занятия, однако у всех присутствующих осталось интригующее ощущение некого таинства, происходившего на площадке, которое только усиливает и рассказ мастера, и отзывы музыкантов шумового оркестра. Будем ждать следующей встречи!

 

Фестиваль инклюзивных волонтёрских практик прошёл в рамках проекта «Быть волонтёром может каждый». Проект реализуется при поддержке Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга.

Стулочель и арт-терапия, изображение №1
Стулочель и арт-терапия, изображение №2
1 из 2
 
Помочь
8 November 2022 MSK