В Петербурге обсудили развитие сопровождаемого проживания и возможности организации сопровождаемой трудовой деятельности для людей с инвалидностью

На одной площадке встретились руководители всех НКО Северной столицы, которые многие годы занимаются развитием сопровождаемого проживания и других технологий поддержки людей с нарушениями развития, а также представители исполнительной и законодательной власти города, члены Общественной палаты и Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурга.

6 июня на площадке Петербургского дома журналистов состоялся круглый стол, организованный Санкт-Петербургской ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» в партнерстве с Санкт-Петербургской благотворительной организацией «Перспективы». Поводом для встречи стал пакет недавно принятых поправок в закон «О социальной защите инвалидов в РФ», которые с момента своего вступления в силу в сентябре этого года закрепляют понятие «сопровождаемое проживание» и «сопровождаемое трудоустройство» на законодательном уровне, устанавливая обязательство перед регионами по развитию этих технологий.

Участники встречи сошлись во мнении, что совершенствование законодательства и правовое оформление этих понятий должно существенно повлиять на изменения в структуре социальной помощи нашего города.

«Я вспоминаю 90-е годы, состояние социальной сферы, и сравниваю то время с сегодняшним днем. Нужно отметить, что мы очень далеко продвинулись, очень многое сделали. И участники процесса, которые 30 лет назад взялись за эту проблему, по сути, сегодня все здесь, – отметил председатель Постоянной Комиссии по социальной политике и здравоохранению Заксобрания Александр Ржаненков. – Конечно, на сегодняшний день нам не хватает законодательной базы, чтобы оказывать помощь нашим гражданам оперативно и в полном объеме. Надеемся, что сейчас, с изменением законодательства на федеральном уровне, нам будет легче реализовывать свои задумки. Нам необходимо построить дорожную карту наших совместных действий. Именно совместных – власть и некоммерческий сектор должны продолжать работать вместе».

Очень острыми на сегодняшний день остаются вопросы выделения специализированного жилого фонда под нужды сопровождаемого проживания, а также обеспечение стабильного финансирования, необходимого для оплаты работы специалистов. Для некоммерческих организаций, взявших на себя роль локомотива в развитии сопровождаемого проживания в регионе, на сегодняшний день существует несколько вариантов организации жилья, среди них — отдельные дома, рассчитанные на сопровождаемое проживание малыми группами (например, дома ГАООРДИ) или квартиры в обычном жилом фонде, которые находятся в аренде. Открытым остается вопрос устойчивого финансирования подобной системы, один из вариантов — возмещение расходов поставщику социальных услуг из бюджета города. Но и он несовершенен и требует доработки.

«Негосударственный поставщик социальных услуг, оказывающий услуги по сопровождаемому проживанию, в своей работе всегда сталкивается с рисками недостатка финансирования, – рассказала президент ГАООРДИ Маргарита Урманчеева. – Например, когда такой поставщик оказывает помощь клиентам на дому и ему не хватает денег из-за дефицита бюджета, то он всегда может предложить своим клиентам обратиться к другому поставщику и получить такую же качественную и квалифицированную помощь. Но когда речь идет о сопровождаемом проживании, то мы говорим не просто о наборе услуг, мы говорим о жизнеустройстве человека. У человека есть дом, он рассчитывает на стабильное будущее, и мы не можем просто его выселить. Финансирование сопровождаемого проживания должно быть стабильным и бесперебойным — вот это нужно очень серьезно проработать».

Отдельным пунктом для обсуждения участниками встречи стал вопрос о том, как повлияют принятые поправки о сопровождаемом проживании и сопровождаемой трудовой деятельности на качество жизни людей в психоневрологических интернатах. В ходе дискуссии прозвучал пример, что в среднем в ПНИ живут около 1000 людей, а это, можно сказать, — «целый корабль». И ответственность за жизнь и здоровье подопечных несет один руководитель, который также является и их опекуном. По мнению Уполномоченного по правам человека в Петербурге Светланы Агапитовой, контролю работы руководителей этих учреждений следует уделять тщательное внимание. Она также отметила, что необходимо пересмотреть составление индивидуальных программ предоставления социальных услуг в пользу надомного обслуживания.

«Мы много ездим по интернатам и видим, насколько различная ситуация в разных учреждениях. Кто-то инициативен и стремится развивать на своей площадке сопровождаемое трудоустройство, кто-то даже не интересуется этим. Одни ПНИ лишают дееспособности подопечных, другие подходят к этому вопросу более внимательно, проводят тщательные экспертизы. Один коллектив всеми силами готовит ребят к самостоятельной жизни вне стен ПНИ, другой — даже не пытается. Коллеги, у меня есть предложение: есть критерии оценки деятельности директора интерната, давайте в эти критерии внесем позицию – сколько человек выведено на сопровождаемое проживание из числа подопечных? Вот тогда у руководителей и будет стимул работать в этом направлении».

На предложение общественных организаций включиться в разработку программного документа, который бы определил вектор развития, а заодно закрепил бы надежный механизм финансирования сопровождаемого проживания в регионе на обозримое будущее, представители исполнительных органов власти выступили с ответным предложением. Сегодня в Петербурге действует 18 государственных программ, утвержденных к исполнению городом федеральными органами власти. Среди них — «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге», ответственным исполнителем которой является Комитет по социальной политике. В этой программе, в свою очередь, есть ряд подпрограмм, охватывающих разные социальные аспекты: содержание учреждений социального обслуживания, оплата поставщикам социальных услуг, поддержка семьи и детства, поддержка некоммерческих организаций. Доработать эту программу и отразить в ней необходимость и объем финансирования на сопровождаемое проживание предложила начальник Управления социального развития Комитета по социальной политике Наталья Лемке:

«В наших силах и возможностях создать подпрограмму под сопровождаемое проживание — прописать это отдельной темой. Тогда будет все предельно четко и понятно: какие услуги подразумевает данная технология, сколько таких услуг нужно, сколько стоит каждая такая услуга, кто их может оказывать. Простым языком — за что, сколько и кому нужно платить? В таком случае государственное финансирование уже будет поступать по государственной программе, а это хорошая возможность сделать его постоянным и стабильным».

Итогом встречи в Доме журналиста стало общее понимание специалистов НКО и представителей профильных комитетов Санкт-Петербурга, что для реализации новых норм федерального закона необходимо межведомственное взаимодействие, внесение изменений в существующие программы и формирование новых подпрограмм, описывающих механизмы внедрения технологий сопровождаемого проживания и сопровождаемой трудовой деятельности людей с инвалидностью. Участники круглого стола договорились о создании рабочей группы по поиску и проработке новых путей развития сопровождаемого проживания, ее создание намечено на сентябрь этого года, когда поправки к закону «О социальной защите инвалидов в РФ» вступят в силу.

Уважаемые друзья! Мы обязательно будем делиться с вами самой актуальной информацией по развитию альтернативы ПНИ в Санкт-Петербурге. Мы продолжаем делать свою работу и вместе с коллегами и партнерами надеемся, что результаты диалога в ходе круглого стола дадут толчок для создания новых глав существующих в Санкт-Петербурге программ поддержки граждан.

За участие в круглом столе благодарим единомышленников и коллег по некоммерческому сектору: БОО СПб «Апельсин»БФ «Антон тут рядом»АНО «Да» (инклюзивные проекты «Простые вещи»«Нормальное место»кафе «Огурцы»), Центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК», Центр по трудоустройству «Работа-i».