Делимся опытом
Как организовать дом сопровождаемого проживания, чтобы он не стал мини-интернатом для инвалидов, а был настоящим домом для обычной жизни и активного участия в жизни общества? Как выстроить взаимодействие с местным сообществом, чтобы жители дома сопровождаемого проживания чувствовали себя его частью? Какими компетенциями и качествами должен владеть социальный работник в проекте сопровождаемого проживания? На эти и многие другие вопросы ГАООРДИ ищет ответы вместе с коллегами из разных регионов России.
В рамках проекта «Другое измерение», реализованного ассоциацией при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь», ГАООРДИ организовала стажировки для повышения компетенций специалистов в сфере сопровождаемого проживания, в течение почти двух лет вела просветительскую работу с родительским сообществом семи регионов, а также дала возможность взрослым людям с ментальными нарушениями получить опыт временного сопровождаемого проживания.
Аналитический отчет Оценка информированности и готовности к переходу на сопровождаемое проживание участников проекта "Другое измерение"
Проект социального воздействия «Развитие стационарозамещающих технологий в сфере социального обслуживания инвалидов в Республике Саха (Якутия)»
Проект социального воздействия «Развитие стационарозамещающих технологий в сфере социального обслуживания инвалидов в Республике Саха (Якутия)» направлен на повышение качества жизни инвалидов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия). Благодаря проекту граждане с нарушениями интеллекта смогут успешно интегрироваться в общество.
Главная цель — создание системы сопровождаемого проживания инвалидов, предусматривающей перевод инвалидов, получающих социальное обслуживание в стационарной форме, на постоянное сопровождаемое проживание в отдельных жилых помещениях с последующим их переходом на самостоятельное проживание, а также в увеличении численности инвалидов, получающих сопровождаемое проживание на дому, из числа тех, кто признан нуждающимся в стационарном социальном обслуживании.
Участники проекта:
- Социальные бенефициары: граждан, старше 18 лет с инвалидностью 1-й и 2-й группы (инвалид с детства, нарушения интеллекта) проживающие в Республике Саха (Якутия)
- Уполномоченный орган (заказчик): Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)
- Организатор (инвестор): АО «ВЭБ.ДВ»
- Исполнитель: Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ»
- Оператор: государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»
Проект затронет 30 человек с нарушениями интеллекта, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания Республики, а также стоящими в очереди на помещение в них. В рамках проекта будет создано отделение постоянного сопровождаемого проживания, куда будут приняты 12 граждан, в настоящее время проживающих в организациях психоневрологического профиля. Кроме этого, 18 граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме, будут получать услуги сопровождаемого проживания на дому (по месту жительства). Реализация проекта позволит не просто адаптировать социальных бенефициаров к современным, альтернативным формам проживания, но и внедрить технологию сопровождаемого проживания в систему социального обслуживания Республики Саха (Якутия).
«Стоит отметить, что этот проект во многом инновационный для всех сторон, которые задействованы в его реализации, – говорит проектный менеджер ГАООРДИ Алексей Игнатенко. – Для ГАООРДИ это первый опыт, когда мы не просто делимся своими знаниями, а полностью передаем отработанную технологию в другой регион страны. Для Якутии эта технология уникальная, на территории республики впервые появилась комплексная система жизненного устройства людей с инвалидностью, альтернативная ПНИ. Мы с коллегами из «Ситим» приложим все усилия, чтобы этот проект стал успешным для региона и получил дальнейшее развитие».
Передача петербургской технологии сопровождаемого проживания в дальневосточный регион стала возможной благодаря реализации проекта социального воздействия, где заказчиком выступает Министерство труда и социального развития республики, координатором – госкорпорация развития ВЭБ.РФ, организатором – ВЭБ.ДВ, а исполнителем является Ассоциация ГАООРДИ совместно с якутской некоммерческой организацией «Ситим».
Проект рассчитан на три года и его подготовительный этап стартовал в Якутии 1 апреля 2021 года. За четыре месяца с запуска проекта были полностью отремонтированы и оборудованы для проживания людей с инвалидностью помещения, рассчитанные на постоянное проживание 12 человек, и тренировочные квартиры для временного проживания.
13 октября 2021 года состоялось официальное открытие отделения сопровождаемого проживания для людей с ментальными расстройствами. В мероприятии приняли участие вице-премьер правительства Якутии Ольга Балабкина, министр труда и социального развития Якутии Елена Волкова и рабочая группа в составе директора Блока агента правительства Российской Федерации государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Дениса Бокова и представителей ГАООРДИ.
«Мы рискнули и у нас должно получиться. Я уверена, что участники этого проекта получат возможность стать равноправными членами общества», - отметила на открытии Ольга Балабкина.
В настоящее время в отделении сопровождаемого проживания в Якутске 12 жильцов – это молодые люди с ментальными особенностями, достигшие возраста 18 лет и старше, ранее проживавшие в стационарных организациях на территории Республики Саха (Якутия). При поддержке сотрудников службы сопровождаемого проживания, прошедших обучение в ГАООРДИ, они учатся социально-бытовым навыкам и проходят этапы абилитации. Институт развития ВЭБ.РФ, выступающий оператором проекта, координирует и проводит консультации участников реализуемой программы на всех этапах.
Для справки:
Проект социального воздействия – это технология, подразумевающая соглашение между государством, инвестором и исполнителем социальных услуг. Главная особенность механизма проектов социального воздействия заключается в том, что финансирование от государства осуществляется только после достижения значимого социального эффекта. Для реализации проекта социального воздействия привлекаются средства частных инвесторов, а средства бюджетной системы России предоставляются только после достижения заранее определенной социальной цели.