«Личностно-ориентированное планирование для людей с особенностями интеллектуального развития…» Набор слов, значение которых вряд ли понятно простому обывателю. Однако за наукообразной формулировкой скрывается вполне практический смысл.

Сегодня мы расскажем вам о том, как личностно-ориентированное планирование (ЛОП) проводится в Дневном центре ГАООРДИ. И в этом нам поможет Ирина, наш социальный педагог.

Для России ЛОП – это достаточно инновационная схема работы с особыми людьми. Она базируется на опыте финских и американских коллег. В нашей стране же эту технологию только начинают применять.
Основная цель ЛОП – это привлечь таких ребят к активной деятельности, причем так, чтобы они стали субъектами этой деятельности (против традиционного подхода к ним как к объектам заботы, попечения, обучения…). И тут очень важным является поиск необходимых ресурсов в них самих.

Ирина отмечает, что у особых ребят часто стремление к самостоятельности сосуществует вместе с завышенной самооценкой. И неверно рассчитывая свои силы и возможности, они могут разочаровываться и терять интерес к новым знаниям и умениям.

ЛОП позволяет сформировать у каждого из ребят адекватный уровень самооценки, не лишая их при этом права выбора. Это, конечно, кропотливый труд, основанный на внимании к каждой отдельной личности. Последнее – это базовый принцип ЛОП.

Одна из форм работы по ЛОП – это индивидуальные встречи, которые Ирина проводит с каждым из ребят. На встречах обсуждается все: от эмоций, которые мешают или помогают двигаться вперед, до конкретных, пусть даже небольших шагов в движении к намеченным целям и мечтам.

Например, сегодня Ирина проводила ЛОП с двумя ребятами из группы – Аней и Андреем. Оба они занимаются в Дневном центре ГАООРДИ не первый год, и формат работы по ЛОП им вполне привычен. Ирина не только предлагала ребятам разные задания (раскрашивание картинок по определенной схеме, рисование и прослушивание музыки), но и беседовала с ребятами о настроении и планах на день.

Выполнять задания ребятам очень нравилось – и Андрей, и Аня почти не отвлекались от работы. Хотя Аня то и дело интересовалась, почему сегодня не получилось пойти гулять вместе с остальными ребятами и когда состоится постановка новой сказки.

Ирина, занимаясь ЛОП в ГАООРДИ уже год, знает о каждом из ребят дневной группы буквально все – от особенностей характера и наиболее удобного способа общения до любимых и нелюбимых занятий. Все это фиксируется в «Картах жизни» — материалах, дающих исчерпывающую информацию о личности каждого из ребят.

Например, благодаря ЛОП удалось выяснить, что Юра интересуется фотографией. Сейчас он посвящает своему любимому занятию все свободное время и уже достиг значительных успехов.

А ещё сбылось заветное желание Ани – потанцевать на балу в шикарном пышном платье. От души порадовалась и Полина – наконец-то удалось почувствовать себя настоящей королевой на балу!

Едва сдерживали эмоции и ребята-болельщики футбольного клуба «Зенит» — не каждый день выпадает шанс собственными глазами увидеть любимых игроков. И это достижение – тоже результат ЛОП.

Важно сказать, что ребята видят результат, а потому все больше стремятся активнее выражать себя. А это придает процессу динамичность – создаются новые планы, намечаются цели.

Составление «карт жизни» — долгий процесс, требующий значительных усилий. Однако в дальнейшем он оказывается полезным как для самого особого человека (возможность поделиться собственными желаниями, страхами, мечтами, чувствами), так и для наставника (выяснить истинные стремления и помочь в их реализации).

Благодаря «картам жизни» Ирина читает ребят как открытые книги: уже по выражению лиц или движениям она видит, кто и с каким настроением пришел сегодня в группу, кто напряжён, а кто в добродушном расположении духа. Чтобы настроить ребят на рабочий лад, кого-то нужно обнять, с кем-то – перекинуться парой добрых слов, а для кого-то будет важным, чтобы заметили новую рубашку или бусы.

Достижение результата ЛОП – вопрос, конечно же, сугубо индивидуальный. Однако в Дневной группе ГАООРДИ есть и общая для всех ребят цель – это социально-бытовая адаптация с максимально возможным для каждого уровнем самостоятельности в повседневной жизни. И направив развитие ребят в верное русло с помощью ЛОП, мы даем им шанс на независимое будущее.

Текст: Ольга Воробьева